03 Май 2015

__

 

 

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  

Ельсаев Аламахад Абдул-Хамидович

 

 

 

СТЕРЖЕНЬ

 

 

 

 

ГРОЗНЫЙ  2015

 

УДК С2 (Чеч)-5

ББК 84(2Рос-Чеч)6я48
Ельсаев А.А-Х.
Стержень. / А.А-Х. Ельсаев. – Грозный:
ФГУП «Издательско-полиграфический ком-
плекс «Грозненский рабочий». 2015. –
ISBN
© А.А-Х. Ельсаев, 2015
© Союз писателей ЧР
Е-563

 

 


Еще не родившемуся сыну –
уже любящий отец:


Если хочешь стать человеконенавистником,
можешь оценивать плохие поступки людей,
как признак подлости человеческой натуры.
*
Если стремишься любить - воспринимай
слабости других, как свидетельство их
несовершенства.
*
Надеюсь, тебе будет нравиться любить,
а не ненавидеть.
1415 г.


От автора:


Мудрец – преуспевший мыслитель.

 

 

За этими сухими формулировками практиче-
ски невозможно увидеть истинное лицо человека,
хотя о его неординарных способностях они все же
говорят. Ведь директор телерадиокомпании – это
далеко не рядовая должность, тем более в специ-
фической ситуации Чеченской Республики. К сло-
ву сказать, именно А.Ельсаев вместе с коллегами
при всесторонней поддержке и помощи Первого
Президента Чеченской Республики, Героя Рос-
сии Ахмата-Хаджи Кадырова и нынешнего Гла-
вы Чеченской Республики, Героя России Рамзана
Ахматовича Кадырова стоял у истоков возрожде-
ния ГТРК «Вайнах», становления ЧГТРК «Гроз-
ный» и позже зарождения ГТРК «ДайМохк». Его
заслуги в воссоздании и развитии телерадиовеща-
ния Чеченской Республики отмечены высокими
государственными наградами, признаны зрителя-
ми, слушателями, коллегами и многочисленными учениками.


Примечательно же то, что этим непростым и
небезопасным делом занят не безликий функцио-
нер, а человек творческой натуры, всесторонне раз-
витая, незаурядная личность.
Аламахад в совершенстве овладел телевизион-
ной кухней. Он – новатор в своем деле.

Ценит компетентность и соответственно не любит посред-
ственность, благоволит творческой инициативе. Но
мир его мыслей и ощущений выходит за рамки из-
бранной профессии. Он обращается к поэзии, пи-
шет сказки, опубликовал рассказы: «Мать», «Вер-
ный», «Судьбы деревьев», «Женщины», «Красная
гвоздика», «Тень», «Долина любви».
В 1999 году вышло в свет его первое издание –
трактат «Стержень». В нем – 63 высказывания
(столько же лет жил Пророк, с.а.с.), пять лет спустя
оно было дополнено и переиздано. Аламахад тяго-
теет к вечной истине и вечным ценностям, не слу-
чаен его псевдоним Адам Дин дерг, означающий –
Человек Верующий. Рисунок на обложке символи-
зирует преемственность, возрождение, корни. 1436
год – исчисление по исламскому календарю.
В этом издании к предыдущим добавились но-
вые рассуждения и высказывания автора, теперь
их более ста двадцати. Афоризмы читаются легко,
но пишутся труднее, чем стихи. «Отсекая лишнее»,
одной-двумя строчками надо передать некую исти-
ну с глубоким смыслом, ласкающим слух и обога-
щающим разум.
Перевернув несколько страниц, вы поймете,
что автору это удалось.
Руслан Юсупов
Член Союза писателей России

 

 

 

 


Ум может притвориться глупостью,
глупость умом – никогда.
*
Иман – это не просто религиозность,
а религиозность плюс знания о религии.
*
Все вместе мы есть то, что каждый из нас
в отдельности.

*
Кухарка может только мечтать управлять
государством.
*
Безобразие – обратная сторона формы.
*
Не трудно быть порядочным, трудно слыть
таковым.

*
Эхо рождается звуком, реакция – событием.
*
Два сапога не всегда пара.
*
Богатые живут в мире возможностей, бед-
ные – в мире ограничений.

*
Ничего, если ты разбираешься в людях,
хуже, если люди разобрались в тебе.
*
Еще неизвестно, что труднее: раз взгля-
нуть в глаза смерти или долго смотреть в глаза
жизни.
*
Деньги пахнут адом, если заработаны не-
честно.

*
Глупый друг не менее опасен, чем умный
враг.
*
Были бы враждующие, а мечущиеся всег-
да найдутся.
*
Самое страшное – невежество, возомнив-
шее себя талантом,
Самое жалкое – талант, окруженный неве-
жеством,
Самое приятное – любое проявление чело-
вечности.

*
Плохо все то, что мы делаем и боимся, что
об этом узнают другие.
*
Бедность не порок, но предпосылка к нему.
*
Наиболее верным из двух вариантов реше-
ний чаще оказывается третий.

*
Истинный рационализм – ступень к нрав-
ственности, нравственность – ступень к рели-
гиозности.
*
Ничто так не оскорбляет глупца, как об-
винение в глупости, и едва ли есть действие
бесполезнее этого.
*
Похвала глупца ценна так же, как компли-
мент слепого по поводу твоей внешности или
оценка глухого твоей речи.

*
Человек без знаний – плод, взращенный в
тени.
*
В устах лжеца даже истина – ложь.
*
Горе нации, в которой умный вынужден
молчать, боясь, что его мысль оскорбит ду-
рака, старец – жить, оглядываясь на юнца, а
мудрец – внимать речи глупца.

*
Бывают ситуации, когда приходится вы-
бирать, как поступить: либо правильно, либо
умно.
*
Законопослушность граждан в демократи-
ческом обществе – признак их совершенства,
в тоталитарном – несвободы.
*
Немедицинский диагноз глупца – созна-
ние, не «засоренное» мыслью, ум, не «отя-
гощенный» знанием, лицо, не «омраченное»
выражением.

*
Людям свойственно осмеивать то, что не
могут постичь.
*
Современники мудреца – потомки.
*
У льстеца тоже бывает свое мнение, но
всегда при себе.

*
Слабость сильного – великодушие.
*
Сострадание делает чужую боль нашей.
*
Излишняя скромность – подчеркнутое
хвастовство.

*
Чем посредственнее человек, тем легче он
верит в свою избранность.
*
Болтовня о намерениях – «трудовой под-
виг» бездельника.
*
Лесть в устах придворных страшнее для
правителя, чем яд в их руках, ибо яд может ли-
шить его только жизни, а лесть – даже чести.

*
Дурак поступает назло, умный во благо.
*
Умение ценить ум – тоже ум.
*
Самое страшное в деградации – неосозна-
ние того, что деградируешь.

*
Сосредоточение материальных средств
и власти в руках патриотов – большое благо
для народа и большая беда, если их прибрали
проходимцы.
*
Устойчивый иммунитет к хорошим мане-
рам – отличительная черта невежи.
*
Шутка – очень серьезный поступок.

*
Хвалиться собственными достоинствами –
все равно, что гордиться недостатками.
*
Самое страшное зло – творимое из благих
побуждений.
*
Сплетни – летопись суеты.

*
Мораль – норма поведения для одних и
способ управления ими для других.
*
Труднее всего люди прощают друг другу
другие убеждения.
*
Человек – существо двуногое, но не всякое
двуногое существо – человек.

*
Цена поступка – мотив.
*
Поступок – единственное свидетельство
патриотизма.
*
Идея в арсенале невежды становится ору-
жием массового поражения.

*
Национализм – признак духовной ограни-
ченности.
*
Ничто так не к лицу мужчине, как мужество.
*
Неумение говорить легко компенсируется
умением молчать.

*
По отношению некоторых людей можно
судить о состоянии собственных дел.
*
Памятники завоевателям – худшее прояв-
ление эгоизма.
*
Согретому верой смешны попытки удивить
его материальным благополучием.

*
Жертвами идеологии, овладевшей умами
взрослых, становятся дети.
*
Фанат – заложник собственных симпатий.
*
Совершенство – результат развития отно-
сительно себя.
1415-1420 гг.


Любой выбор – самохарактеристика изби-
рателя.
*
Покорить мир удается многим, уничтожить –
никому.
*
Дуэль с поэтом – война с эхом.

*
О том, что смертен, знает каждый, но не
каждый в это верит.
*
Единственное достоинство зла – размер.
*
Радость одного человек омрачается зави-
стью другого.

*
Когда честный человек считается чудаком –
это сплошное чудачество.
*
Любовь – собрание эмоций.
*
Если ты не в курсе последних сплетен –
значит: либо перестали сплетничать вообще,
либо уже стали сплетничать о тебе.

*
Эмоции болтуна – плод реакции собесед-
ника.
*
Закон подлости – один из самых редко на-
рушаемых законов.
*
Если тебе не повезло стать первой любо-
вью женщины, едва ли стоит надеяться быть
для нее любовью единственной.

*
Если люди начали считать тебя своим чело-
веком, то вполне возможно, что очень скоро они
перестанут считаться с тобой как с личностью.
*
Уставшему бояться за других трудно вну-
шить страх за его собственную жизнь.
*
Две головы лучше, если вторая умная.

*
Ограниченности свойственна катего-
ричность.
*
Тот, кто не боится ничего, боится, что чего-
нибудь испугается.
*
Сделать глупость – единственное, что уда-
ется без труда даже умному.

*
Авторитет дешевым не бывает.
*
Сначала нам дают жить, потом … ум.
*
Лозунг неучей – то, что нельзя, можно за
деньги.

*
Глупость не вина, а диагноз.
*
Автобиография – комплимент себе.
*
Пессимизм и религиозность несовместимы.

*
Если тебе стало казаться, что мир начал
вращаться вокруг тебя, – значит, ты в нем уже
завертелся.
*
Порядок вещей – чистота плюс расста-
новка.
*
Человек, не испытывающий потребности
любить, не заслуживает того, чтобы быть лю-
бимым.

*

Слово не воробей – сказал, не сделал, вы-

летишь.
*
Если ты научился держать удар, значит,
всегда сможешь нанести ответный.
*
Рачительность – основная статья доходов.
1420-1425 гг.


Удобное окружение либо опасно, либо
бесполезно.
*
Собака – друг одного человека.
*
Чистосердечное признание облегчает
участь дознавателя.
*
Наглость – большое несчастье.

*
Чтобы избежать неожиданностей, надо на-
деяться на лучшее, готовиться к худшему.
*
Богач боится разориться, бедняк – опозо-
риться.
*
Дети – наше настоящее.
*
Время собирать камни наступает, когда
больше нечем кидаться.

*
У богатых одни причуды.
*
Если ты успешен, не забывай про скром-
ность; наступили тяжелые времена, вспомни
про гордость.
*
Не хочешь плевка в душу, не открывай ее
кому попало.
*
Выпячивать скромность нескромно.

*
Неосведомленный умник тот же дурак.
*
Подвиг совершают не столько от избытка
мужества, сколько от сознания необходимо-
сти поступить именно так.
*
Рекламу придумали куры, они больше
всех кудахчут о своей продукции.
*
Чрезмерный ум мешает быть умным.

*
Надежда не умирает, она хоронит.
*
Время есть только прошлое и будущее, в
настоящем есть только миг.
*
Боязнь опозориться заставляет работать,
боязнь потерять работу заставляет позориться.
*
Не трудно прожить счастливо, если ты
равнодушен к чужим проблемам, но трудно
назвать такое существование жизнью, если ты
равнодушен к ним.

*
Уважение - это когда ты считаешься с
теми, от которых не зависит состояние твоих
дел или твое благополучие, во всех осталь-
ных случаях – это всего лишь дань, пусть и
уважения.
*
Для нас прав тот, кто думает как мы.
*
Плохая работа – плохой поступок.
*
Трудно жить среди людей и оставаться че-
ловеком.

*
Нужно прививать уважение к закону, а не
только внушать страх перед ним.
*
Эмансипация не эволюция и без деграда-
ции невозможна.
*
Верить в справедливость – значит верить в
милосердие Всевышнего.
*
Стаж работы – это когда с годами все боль-
ше опыта и все меньше времени на его при-
менение.

*
Разочаровать не может тот, кто уже разо-
чаровал, или тот, кто не может разочаровать.
*
Так не бывает, чтобы друг предал, просто
выясняется, что тот, кто предал, не был другом.
*
Когда душа покидает тело, человек ста-
новится трупом, когда она умирает в нем, он
превращается в животное.
1425-1436гг.


P.S. Знание – лишь ступень к новому знанию.

 

 

Ельсаев Аламахад Абдул-Хамидович родился 1 марта 1967 года в с. Мартан-чу  Урус-Мартановского района ЧИАССР.

 

 В 1984 году окончил среднюю школу. С 1985 по 1987 гг. служил инструктором службы собак в пограничных войсках КГБ СССР. В 1995 году окончил факультет журналистики Ростовского государственного университета.  В 2005 году  в Северо-Кавказской Академии госслужбы защитил кандидатскую диссертацию по политологии на тему: «Особенности модернизации политического процесса в условиях социальной депривации (на материале Чеченской Республики)». С 1995 по 1996гг. работал редактором ТВ «Вайнах», с 1996 г. по 2003 г. – совмещение работы с преподаванием на кафедре журналистики Чеченского государственного университета. С 03.1997 г. по 12.1997 г. работал редактором ТВИ, с 1997 г. по 1999 г. работал главным редактором ТВ «Нохчо», с 1999 г. по 2000 г. – исполнительным директором ТВ «Нохчо». С 2000 г. по 2003 г. – главным редактором главной редакции аналитических программ ЧГТРК. С 2003 г. по 2005 г. возглавлял ГУ «Грозненская телерадиокомпания», с 2005 г. по 2006 г. – начальник Департамента внешних связей Президента и Правительства ЧР, с апреля 2006 г. по н.в. работает директором филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Вайнах», а с июля 2011 до мая 2012 года по совместительству работал еще и директором ГБУ ЧГТРК «Грозный».

 

Доцент кафедры журналистики ЧГУ. Член Совета по культуре при Главе Чеченской Республики, член Совета по культуре при Министерстве культуры ЧР, член общественного совета при МВД РФ по ЧР и при Следственном управлении Следственного комитета РФ по ЧР. Неоднократно награждался благодарностями и грамотами ВГТРК. В 2003 и 2005 гг. объявлены благодарности Президента РФ В.В. Путина. В 2004 году в номинации «Лучший организатор» признан человеком года. В 2005 году присвоено почетное звание «Почетный гражданин Чеченской Республики», в том же 2005 году награжден медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», в 2007 году орденом «За развитие парламентаризма в Чеченской Республике», в 2008 году присвоено звание «Заслуженный журналист Чеченской Республики», в 2010 году награжден высшей наградой Чеченской Республики орденом им. А-Х.А. Кадырова, в 2011 году Указом Президента РФ Д.А. Медведева награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».  

 

Имеет множество ведомственных и общественных наград. Является автором сказок, стихов, рассказов: «Мать», «Верный», «Судьбы деревьев», «Женщины», «Красная гвоздика», «Тень», «Долина любви» и трактата «Стержень».

 

Женат, имеет шестерых детей.

 

Ельсаев Аламахад

СЕРЖЕНЬ


Набор Магомедовой М.Э.
Верстка Пайтаева Х.А.


Подписано в печать
Формат 60х84 1/32. Печать офсетная.
Гарнитура Times. Усл. печ. л.
Тираж. Заказ №
ГУП «Издательско-полиграфический комплекс
«Грозненский рабочий»
г. Грозный, ул. Интернациональная, 12/35

 

 

Read more

__

***

Ты помнишь  Друг, как будучи детьми

Мы поскорее вырасти желали?

Ведь знали мы что все наши мечты

Осуществить сумеем лишь с годами.

Ну а сегодня вспоминая дни

 Когда в Мартанке рыбу мы ловили,

Опять грустим и видим те же сны,

Но в них мы-взрослые становимся мальцами.

1986

 

***

По жизни мы идем

Друзей теряя и любимых.

Сапфиры отдаем в обмен на суррогат

И лишь когда потом становимся седыми

Всю горечь познаем былых утрат.

1994

 

***

Создатель, могу любить, умею ненавидеть.

Велик запас и желчи и добра.

Все лучшее в себе стремлюсь умножить,

Быть совершенней завтра чем вчера.

 

Болит во мне разбитый город Грозный

И жгет в огне войны горящая Чечня.

Когда делили люди скорбь и слезы,

Взяв часть беды ушел как все и я.

 

Я как и все устал от бед и горя,

Гнетет сестер и братьев седина.

Тревога в матери глазах рождаясь

Разит мне душу сердце леденя.

 

И даже за отца уже могилу

 Что двадцать лет хранит его покой

Боюсь вдруг осквернит его кто душу

Свою отметил дьявольской чертой.

 

ВСЕВЫШНИЙ, Ты видищь взгляд и речь мои грустны

Как вопль грехом придавленной души.

Быть может заслужили кару мы,

Его несчастья на меня Ты обрати,

Я все как должное готов принять, снести.

 

Прошу взамен Народ Ты мой прости.

Покой и мир к живущим возврати,

К погибшим милость Бога прояви.

1995

 

***

Ни снег, ни дождь ничто не первозданно.

И ничего навечно не дано.

Кто пережил однажды расставание

тот сам не бросит в жизни никого.

Не обретет на муки и страдания,

Не сможет ранить – слишком боль сильна.

А время? Время лечит раны,

Не зная что болит душа.

2014

 

***

Мы край свой особенно любим

Еще может быть потому,

Что здесь мы ступаем по тропам

которыми предки прошли,

И воздухом дышим все тем же

И воду всю ту же мы пьем,

И руки в молитве воздевши

Как предки хвалу воздаем,

А время придет как и предки

В родимую землю уйдем.

2015

 

***

Неважно что разные мы,

Ведь все мы Адамовы дети

И если деремся вдруг мы

Льют матери Хавины слезы.

И кто бы чего не твердил

И кем бы себя кто не мнил

ВСЕВЫШНИЙ ОДИН ЛИШЬ ВЕРШИТ

Богачей и бедняцкие судьбы,

А мы, мы продукты из глины.

2015 

 

***

Устал, отстал, не понял и не принял

Я то каким наш мир вдруг стал:

Обман и лесть, предательство и подлость,

Рабам страстей оказанная честь

И возвеличенная низость.

 

Пороков кажется не счесть

Забывшим праведных ПРОРОКОВ.

Но есть на свете Место,

 Народ на свете есть

И есть на свете Человек и Бог на небе ЕСТЬ…

Все будет ХОРОШО.

2015 

 

***

Мы Журналистику однажды выбираем

И ни единожды, ни разу, никогда

Ни на секунду о Долге не забываем

Как не испытывали бы Жизнь нас и Судьба.

  2015

    

***

Я ничего сказать Вам не хотел.

Мне разговаривать даже не хотелось.

Просто смолчать пред совестью не смел,

Когда над обессилевшим добром

Безжалостное зло бессовестно глумилось…

И восставали все чья гордость не смирилась

И мы пошли за Тем в ком ВЕРА УКРЕПИЛАСЬ.

2015

 

***

Презрел ничтожество ничтожных,

Обман, предательство и лесть,

Презрел опасность и угрозы,

Он знавший что такое Честь.

 

Он был для многих многим,

Защитником Он был,

И лучиком надежды

В кромешной тьме служил.

 

И каждый миг рискуя

Все ярче Он светил

И подвигом бессмертным

Чечню Он озарил.

 

И был все эти годы

С ним рядом верный Сын.

И дай Аллах1 чтоб каждый

Так сыновей растил…

09.05.2015

 

***

Дешевый мир, дешевые манеры.

Как будто бы мы сходим все с ума.

Цинизм во всем, в сочувствии расчеты!

И под добро рядится сатана!

 

И каждый мнит что обладает правом

Гособвинителя, судьи и палача.

Бесправной остается только жертва…

Мир кажется и впрямь сошел с ума.

17.05.15

 

Read more

__

Read more

__

                                                                                                                                                             ЕЛЬСАЕВ lАЛАМАД

 

 

                                                                                               lИНДАГl

   Дуьненчохь йоккху хан, дехьа-сехьа вахар-вар алсам мел дели а тидам беш 1а со: к1отар хин дохала юьллу адамаша, ткъа кешнаш ­– некъаца. Дедда доьдучу хица къийса чехка дахар бен ларор дац, ткъа цара сихъйина ойла некъой, кешнаша бен тееш яц­­ ­- бохург хила мега иза, аьлла хетало.

 

   Мухха делахь а, шатайпа ойланаш кхоллало-кх валар-висар дагчу тесча, ткъа и санна дерг дукха хьолахь бохам байча, къанвалар тосаделча, ийманчохь нисвелча, хуьлуш ду.

 

… Цхьана х1уманах самукъадаьлла, шен хилла догдика дерриг дуьненна а дан лиъча санна, т1екъегинчу малхо серладаьхнера лекха лаьмнаш а, церан когашкахь 1уьллу юрт а, жимма дехьо лаьтта кешнаш а. Х1оразза санна, тахана а ­– п1ераскан дийнахь, кху к1отарара адамаш, кхи болу бусалба нах санна, зиярт дан нигат долуш бакъдуьненчу д1абаханчу шайн гергарчу нехан кешнаш т1едаьхкина, юхадирзина, к1отар т1е боьдучу новкъа д1адоьлхуш дара, амма цхьана борзанна уллехь, г1ийлачу ойланаша йийсаре лаьцча санна, хьевелла лаьттара шийтта-кхотта шо долу к1ант. Кошан борзан а, цунна т1е х1оьттина лаьттачу к1ентан а 1индаг1аш гора цхьатерра хаза хьалаяьллачу баца т1ехь. Вовшийн т1екхача г1ерташ санна, меттахъхьуьйш хеталора уьш. Махо лесто буц а, уллерчу диттан г1аш юкъахь ловзу маьлхан з1аьнарш а хила мегара цуьнан бахьана, амма суртта-м ши 1индаг1 къамеле даьлча санна х1уьттура я, кхин а нийса аьлча, к1ентаниг шега вукхо дуьйцучуьнга ладоьг1уш дара ткъа хьалхарчо дуьйцура:

 

   ­­­- Х1окху лаьтто шен кийра эцнарг а дара х1инца хьуна хьалха лаьттарг санна дег1, шена чохь са долчу хенахь цо со а идийра, х1ара дуьне мел ду, шена т1аьхьа даьккхина. «Дика стаг ву», ­­ олура цунна наха. Иза бакъ а дара. Дуьненчу ваьлчахьана дуьйна цунах къаьстина доцчу суна-м оцу наханначул дика ма хаьарий иза оьзда стаг вуй, амма со реза-м дацара цунна: ша ваъал везаш шен когех хьерчачу сол хьоме долуш хетара суна цунна кхин мел долу х1ума… Маржа я1! Ма хууш ца хиллера… Шен зама хиллера массо а х1уманан а…

 

   Луьрачу т1емаша хаддаза чехчош, х1ара дерриг дуьне шен десте таръелла йолчу Нохчийчохь дуьненчу ваьлла вара иза, делахь а самукъадолура, дахар дезара, зезаг серлонга санна, са ирсе кхийдара.

 

   Цхьа зама-м ян а яра хаза – беран  хенахь дукха х1ума ма ца оьшу 1ехавала – цкъа а диц ца лора цунна, ша жима волучу хенахь дас шена дина совг1ат.

 

   ­­-­ К1ант, элира цо, ша г1ала дечиган ворда йохка а вахана, ц1а веъча, - тайнигаш ийеш хьуна хазахетарш дар-м ца хилла сан, амма тахана, Делан лаамца аьтто баьлла, х1ара салаз эцна ас хьуна.

 

   Ма ч1ог1а сатийсира-кх цо ло дилларе! Ткъа 1а т1едеъча мог1а бинна кхунна т1аьхьа а х1иттина лелачу луларчу берех цхьа а ца висира цунах марзо эцаза, ткъа да воккхавера к1ентан самукъадолуш а, цуьнан комаьршалла гуш а.

 

   Амма шен къомачух тера дог1у х1ораннан а дахар, иштта цуьнниг а нисделира. Нисделира-техьа я галделира?

 

   К1ентан вуьрх1итта шо кхаьчча, паччахьан 1едална дуьхьал а бевлла, лета буьйлабелира шайн коьртехь большевикаш олу цхьа нах а болуш Россин пачхьалкхера миска бахархой. Церан мог1аре х1оьттина иза а, ткъа к1айн арми эшийна, 1едал ч1аг1дала доьлча, к1ентан да кулак ву аьлла, Сибрех вахийтина, т1епаза вайира.

 

   Хала лайра цо иза, делахь а висинарг ца ваьхча ца волу, Дала дуьненчохь яккха тоьхна хан ца текхча йолуш яц.

 

   Оцу бохамо дагна йина чов ерза кхиале, немцоша т1ом болийра. Воккхахволчу к1ентан дахар хадийра цо Брестан-г1опехь.

 

    «Дала динчунна реза ву-кх», - аьлла, логехь шад сацийна, т1еийцира цо и хаам, ткъа кхи а кхо шо даьлча, марсабаьлла боьдуш т1ом а болуш, шен къомаца цхьаьна махках ваьккхина вуьгучу цуьнан дагна кхи а цхьа муо беш, мацалла ца лайна, йо1 кхелхира. Юккъерчу Азехь кхойтта шо даьккхина, Дег1аста юхадирзира нохчийн къам. Иза а веара ц1а шен х1усамненаций, висинчу к1антаций цхьаьна. Цул т1аьхьа мелла а маьршаделира нохчийн дахар. Къахьега 1еминчу цуьнан шенчул бахам вовшахкхийтира, цо цунах нахана комаьрша дакъа а дора. Амма дезткъе пхийтта шаре вирзинчу цунна а ганза дисина хиллера кхи а къаьхьаниг… юха а луьра т1ом болабелира Нохчийчохь, и хьуна а хаьа. Цу т1амехь чукхеттачу ши б1аьрг боцчу х1оьо х1аллаквира кхуьнан к1ант а, к1ентан доьзал а. Дийна виснарг воккха стаг а, шен ден деца уьйт1арчу ц1а чохь вижина хилла волу ворх1 шо долу к1ентан к1ант бен вацара. Маржа я1! Адам зуьйш бен 1аш дац-кх дахар! Т1ом д1абелира, цу хенахь моьттур-кх иштта, ткъа иза-м юкъахбаьллий бен ца хиллера. 1адийча санна висина воккха стаг, жимчу к1ентан дуьхьа дахарх тийсалора. Шаьш дукха баланаш 1аьвшинчу нехан а дог лозура царех, амма лаза дегнаш доцурш а хиллера. Иза ден дена дуьненан меха вуй хуучу цхьана ямартчу наха лачкъийна вигира к1ант. Т1ом юхаболучу муьрехь дара иза. Воккхачу стага мах ца къуьйсура, амма зуламхоша дуьйцу ахча дала ницкъ ца кхечира. Шен бисина бахам бохка вуьйлира иза, амма къийбеллачу нехан эца таро яцара, цара-м ишта а лецира шайга лацалун дакъа. Маьждигашкахь имамаш а буьйлабелира ахча гулдан, амма марсабаьллачу т1амо дохийна даржийра адам, к1ант т1епаза вайра…

 

   Воккхачу стеган б1аьргаш чохь балано бен боьг1нера, кийрахь къийлинчу хорамаша дог эшийра, цкъацкъа иза сайн 1индаг1ах тарлора суна. Дукха хан яра воккха стаг вистхуьлуш хазаза, амма цхьана дийнахь ша санна дакъаделлачу диттан к1ела хиина 1ачу цуьнан багара делира: ша лийр дуй хуъушехь, доьлу адам, безачерах дер дуй хуъушехь даха а деха, амма шен нийсархойх, 1индаг1 бен ца дуьсуш, цхьалха висча, 1ожалле сатосуш хиллера.

 

- Аллах1 Дела! Хастам бу-кх хьуна, - элира цо, ткъа жимма хан яьлча, ов тоьхча санна, тоха а велла, д1атийра. Воккха стаг бакъдуьнене д1авахара, - элира 1индаг1о, - ткъа со, цуьнан кошан борзах а хьаьрчина, дижира.

 

   Хьуна а т1екхочундерг ду иза, цундела, т1аьхьа дохкодийла ца лаахь, хьайна хьалха лаьттарг охьа ца хьожу  бохуш васаш ца лехьош, цуьнан терго еш хьалахьоьжуш хилалахь – данне а атта дац хьуна адамийн дахар.

 

… Цхьанхьа атйокх кхайкхира, цо ойланех юкъахваьккхина к1ант, шен ден ден 1одика еш барза т1е куьг та1ийна, г1ийла юьртехьа вирзира, амма жимма дехьо валале, х1етталц логехь къийлина шад хецабелча санна, юхахьаьдда борзанна т1е а кхетта, мела дог1а хилла вилхира «дада, дада, со ц1а ма веана…»

 

 

Read more

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Электронная Чечня: ТОП сайтов Индекс цитирования